Поверхностное окрашивание используется, как правило, для отделки изделий, полученных литьем под давлением полиметилметакрилатов, полистирольных композиций, т.к. они обладают способностью растворяться в ряде органических растворителей. Красители для таких пластмасс представляют собой раствор жиро- или спирторастворимых красителей и пигментов в смеси органических растворителей (например, толуол и бутилацетат), выбранных таким образом, чтобы растворение поверхностного слоя полимера было минимальным во избежание появления «шагрени», но достаточным для закрепления красителя в этом слое. Существует целый ряд композиций для раскрашивания поверхности изделий под дерево, бронзу. Применение для декоративной отделки изделий бронзовой или алюминиевой пудры в чистом виде неэффективно, т.к. они не адсорбируют растворитель, а потому плохо закрепляются на поверхности полимера и в процессе высыхания полностью осыпаются. Поэтому в качестве оптимизаторов бронзовых и алюминиевых композиций используются адсорбирующие растворитель наполнители - свинцовый глет, барит, карбонильный никель, железный сурик и пр. Композиции могут наноситься на пластмассовые поверхности пневмораспылением или окунанием изделия. Для усиления имитации «под металл» в соответствие с профилем поверхности наносят оттеночное темное покрытие или покрывают им всю поверхность с последующей локальной протиркой определенных участков. Сформированный декоративный слой обладает высокой стойкостью к различным механическим воздействиям.
На 6-й международной выставке «Лаки и краски 2000» французской компанией High-Tech Design были представлены очень интересные технологии «Imeris» и «Subimeris», позволяющие наносить декоративные покрытия практически на любой объемный предмет, вне зависимости от материала, из которого он изготовлен (пластмасса, стекло, керамика и пр.). Рисунок, имитирующий текстуру дерева, ткани, замши, кожи, узоры любых форм и расцветок, переносится на изделие при погружении его в воду, на поверхности которой находится тончайшая пленка с изображением. Фирмой было выпущено более 1000 образцов пленок с различными изображениями, цвет и даже осязательные эффекты которых можно легко варьировать. Отличная адгезия обеспечивается использованием широкой гаммы специальных грунтов. Эта технология называется акваграфия, или аквапринт.
Акваграфия - процесс, разработанный компанией AQUADEC (Великобритания), - представляет собой метод переноса изображения на изделие с поверхности воды. Этот метод еще носит название 3D-технологии декорирования изделий. Для переноса изображения по этой технологии используются декоративные пленки в рулонах с одно-, двух-, трех- или четырехцветным печатным изображением. Эти материалы представляют собой специальную водорастворимую прозрачную пленку из поливинлацетата (ПВА) с нанесенным на нее рисунком (например, в виде древесной текстуры, мраморной, гранитной поверхности, кожи, ткани, кружева и т.д., а также представляющим многие другие современные модные тенденции в дизайне). Пленка укладывается на поверхность воды, в результате чего она растворяется, оставляя на воде только красочное изображение в виде легко растяжимой пленки с полупрозрачным рисунком толщиной всего в несколько микрон. Изделие осторожно погружается в ванну, и красочный слой, находящийся на поверхности воды, обволакивает его, плотно прилегая к поверхности. Метод обеспечивает очень натуральный вид декорируемым изделиям, однако он достаточно трудоемок и требует последующего нанесения защитного слоя лака. Технологический процесс акваграфии включает следующие операции:
1. Определение дизайна пленки, «базового» цвета и вида защитного лака
Окончательный вид изделия определяется дизайном пленки, «базовым» цветом (цветом поверхности изделия, на которое наносится покрытие), видом покрывного защитного лака и их комбинациями. Так, например, используя пленку одного и того же дизайна и один и тот же защитный лак, изменением только «базового» цвета можно получить изделия, имеющие совершенно различный внешний вид. Кроме того, дополнительные возможности по созданию изделий, имеющих уникальный внешний вид, дает применение разнообразных видов защитного лака. Все это значительно расширяет возможности технологии акваграфии и позволяет удовлетворять запросы самых требовательных заказчиков.
2. Подготовка поверхности изделия
Подготовка поверхности изделия к переносу изображения требует тщательного обезжиривания, методы которого обеспечиваются в зависимости от природы конкретного материала. Если требуется дополнительная обработка, то поверхность изделия шлифуется, покрывается грунтом и тем или иным способом окрашивается в выбранный «базовый» цвет. Если же поверхность и цвет изделия удовлетворяет необходимым требованиям, то покрытие может наноситься прямо на пластмассу.
3. Нанесение покрытия
Перенос изображения осуществляется на серийно выпускаемых установках с погружным механизмом, оборудованным электроприводом для управления процессом погружения изделий. Установки обеспечивают поддерживание и контроль температуры и уровня воды, и отличаются в основном размером рабочей ванны и конструкцией погружного механизма. Декорируемые изделия (от одного до нескольких сотен в зависимости от их размера) закрепляются на кассете или оправке, которая вставляется в держатель погружного механизма.
Выбранная декоративная пленка кладется на поверхность воды, находящейся в ванне для нанесения декоративных покрытий, рисунком вниз. С помощью воздушного шланга, подающего воздух под слабым давлением, сразу же расправляются образующиеся на пленке складки и удаляются воздушные пузыри. Через строго определенный промежуток времени на поверхность плёнки с помощью краскопульта наносится активатор, в результате чего пленка, изначально находившаяся в твердом состоянии, переходит в жидкое.
Сразу после нанесения активатора оправка с изделиями погружается в воду. Благодаря свойству воды равномерно распределять свое давление по всей площади погруженного в нее объекта, происходит перенос декоративного покрытия с пленки на поверхность изделия. После полного погружения кассета с изделиями автоматически поднимается наверх. Извлеченное из воды изделие промывается и сушится. После каждого цикла нанесения покрытия вода очищается от остатков активатора и пленки с помощью системы фильтрации, и ее уровень доводится до первоначального.
4. Нанесение защитного лака
Для защиты и придания дополнительных декоративных свойств изделие покрывается несколькими слоями лака. Лак подбирается в зависимости от назначения и срока службы изделия. Помимо защиты поверхности, лак несет в себе и декоративную функцию – он придает изделию глянцевый, матовый или шелковистый вид. Специальные лаки с тактильным эффектом придают ощущение теплоты, мягкости и бархатистости поверхности при прикосновении, что дает полную гамму осязательных и зрительных ощущений для изделий декорированных под кожу, ткань и дерево. На конечном этапе для придания абсолютно ровной глянцевой поверхности изделие можно полировать.
Эта технология используется в автомобильной, мебельной, промышленности, электронике, для декорирования деталей катеров и яхт, частей оружия, амуниции и т.д.
Позвоните +7 (831) 4-111-269 или отправьте заявку на info@msgconsult.com, чтобы получить персональную консультацию по интересующим Вас вопросам у менеджера «МС-ГРУП Консалт». А также заполните форму обратной связи и мы ответим в течение 10 минут!